Мутай Ульбашев родом из селения Шаурдат в Верхней Балкарии. Едва научившись ходить, он уже танцевал, и ни одна свадьба или торжество в округе не обходились без его участия. Темпераментное исполнение горских танцев заражало зрителей. Выносливость, – плясать приходилось подолгу, – красота движений, – все в нем очаровывало. Для всех было ясно – он рожден танцевать. Возможно, так бы и остался Мутай сельским танцором, если бы не культурная революция, проходившая в масштабах всей страны и, естественно, коснувшаяся Кабардино-Балкарии. В 30-е годы в республике было сформировано несколько творческих коллективов, в том числе Кабардино-Балкарский ансамбль песни и пляски, набор в который осуществлял его тогдашний художественный руководитель Якуб Рахаев.
В то время в ЛУГе (Ленинский учебный городок) учился родственник Мутая Назир Ульбашев, который задался целью, во что бы то ни стало устроить брата в только что организованный танцевальный ансамбль. Родители мальчика долго сопротивлялись, но, наконец, уступили. Так в 1933 г. десятилетний ученик Ленинского учебного городка стал танцором Кабардино-Балкарского ансамбля пляски и музыки. Танцевальный ансамбль пользовался в то время особым вниманием со стороны руководства республики, поскольку кавказские танцы представляли собой самый яркий образец самобытного национального искусства. Творческим коллективом особенно интересовался председатель ЦИКа КБАССР Бетал Калмыков. Он так гордился талантом своих любимцев, Мутая Улыбашева. Аслангери и Магометхана Аталиковых, что демонстрировал их исполнительское мастерство перед всеми партийными и советскими руководителями из центра, приезжавшими в Нальчик. Обычно он сам объявлял номера, сидя с гостями в зале и с азартом аплодировал.
– Сейчас иди ты, – командовал Бетал одному из братьев Аталиковых. – А теперь твоя очередь, Ульбашонок, – обращался он к Мутаю.
Особенно ответственным было выступление ансамбля песни и пляски в Москве в Большом театре в 1936 году. На концерте присутствовал сам Сталин со своим ближайшим окружением. Одним из номеров был сольный танец «Асланбий» (балкарская лезгинка), исполненный Мутаем. Режиссер, спрятавшись с Ульбашевым за кулисами, показал ему сидящего в зале вождя.
– Сначала встанешь перед ним на пальцах, отдашь пионерский салют, а уж потом – танцуй.
Когда Мутай застыл на мгновенье с салютом перед Сталиным, вождь начал хлопать. Аплодисменты тут же были подхвачены залом. Начавший танцевать юный артист отнес овации целиком на свой счет и, вдохновленный ими, продемонстрировал в тот вечер чудеса техники. Он настолько увлекся, что без конца импровизируя и обогащая танец на ходу придуманными элементными, чрезмерно затянул его. Режиссеру с трудом удалось остановить плясуна.
– Ты хорошо танцевал, – сказал он, – но слишком долго.
На что Мутай, не растерявшись, ответил: «Раз хлопают – надо танцевать».
В 1939 году проездом на север, на гастроли, коллектив ансамбля сделал остановку в Москве, где встретился с Игорем Моисеевым. Прославленный балетмейстер, просмотрев выступление кабардино-балкарских артистов, остановил свой выбор на Мутае. Он пригласил его в свой ансамбль, и танцор на радостях тут же написал заявление. Однако его решение уехать в Москву не нашло понимания у руководства республики. Мутая оставили в Нальчике.
Вскоре началась Великая Отечественная война. В 1942-1943 гг. отправился на службу в армию, затем вернулся в ансамбль. В марте 1944 г. Мутай, как представитель балкарского народа, был выслан в г. Фрунзе (Киргизская ССР), где ему удалость устроиться солистом грузинского танцевального ансамбля «Горные орлы Кавказа» при государственной филармонии. В этот период он освоил новые танцы народов Кавказа. В 1945 г. перешел в созданный из спецпереселенцев ансамбль танца «Кавказ», который в 1947 г. был закрыт по причине ужесточения закона о депортированных. С этого времени и до возвращения на родину Мутай работал обувщиком на фабрике модельной обуви. Он и здесь добился успехов: образцы изготовленной им обуви демонстрировались на выставках ВДНХ. Как хороший работник он был трижды занесен в фабричную Книгу почета. В 1957 г., после реабилитации и возвращения балкарцев на родину, М. Ульбашева взяли солистом в Кабардино-Балкарский государственный ансамбль песни и танца.
Отличительной особенностью танцовщика были виртуозная техника и яркая индивидуальность. Он прославился как непревзойденный исполнитель кавказских танцев – карачаево-балкарских, кабардинских, дагестанских, чеченских, ингушских, грузинских, армянских. В 1961 г. был назначен балетмейстером ансамбля, а в 1965 г. – балетмейстером-постановщиком ансамбля «Кабардинка», в 1968 г. – главным балетмейстером и художественным руководителем ансамбля. Впервые в хореографии республики Ульбашевым был поставлен массовый девичий танец. В общей сложности в «Кабардинке» он проработал с 1957 по 1989 гг. Именно в эти годы танцевальный коллектив успешно гастролировал по всему миру. С 1965 г. М. Ульбашев выезжал в тридцать шесть стран мира в качестве танцовщика, балетмейстера и художественного руководителя ансамбля. В общей сложности в «Кабардинке» он проработал с 1957 по 1989 гг. Именно в эти годы танцевальный коллектив с успехом гастролировал по всему миру. Немалая заслуга в проведении этих поездок принадлежала директору ансамбля Е. В. Аронову, знатоку народной и профессиональной хореографии Кабардино-Балкарии.
В 1988 г., благодаря усилиям и энтузиазму известного хореографа М. Кудаева и директора заслуженного работника культуры КБАССР И. Х. Таукенова, был создан Государственный фольклорно-этнографический ансамбль «Балкария». В возникновении «Балкарии» приняла участие большая группа творческой интеллигенции, а также руководители республики. Среди них Борис Зумакулов, усилиями которого ансамбль приобрел крышу над головой, и Борис Чабдаров, который помог ему получить статус государственного.
Велики заслуги и Исмаила Кайтаева, взявшего на себя содержание «Балкарии» в период его становления. В 1989 г. М. Ульбашев связал свою творческую судьбу с ансамблем «Балкария», в котором проработал художественным руководителем до конца своей жизни. В том же году была подготовлена первая программа, состоящая из танцев, совместно поставленных М. Ульбашевым и М. Кудаевым. В 1991 году «Балкария» была удостоена диплома Международного фестиваля тюркоязычных народов, проходившего в Турции, стала лауреатом Первого фестиваля горских народов Кавказа в Сухуми, где получила главный приз – «Золотой шлем». В сценических вариантах национальных танцев М. Ульбашев умело сочетал самобытность народного творчества и академическую танцевальную основу. Годы работы в ансамблях «Кабардинка» и «Балкария» для балетмейстера были плодотворными и в плане подготовки профессиональных кадров – он воспитал целую плеяду талантливых танцоров и хореографов, которые сегодня радуют зрителей своим искусством. За заслуги в области национального искусства присвоены почетные звания: «Заслуженный артист КБАССР» (1958), «Заслуженный артист РСФСР» (1960), «Народный артист ЧИАССР» (1969), «Народный артист РСФСР» (1981). Награжден медалями «За трудовую доблесть» (1957), «К 100-летию В. И. Ленина» (1970), Почетной грамотой Президиума ВС КБАССР (1964), Почетной грамотой Правительства КБР (2003). Он – лауреат Республиканской премии КБАССР в области литературы и искусства (1974), дипломант Всероссийского смотра ансамблей песни и танца и ансамблей народного танца (1979). В 2005 г. ушел из жизни. В 2009 г. в г. Нальчике на доме по проспекту Ленина, в котором жил выдающийся балетмейстер, установлена мемориальная доска.